Дизартрия
Дизартрия – это тяжелое нарушение речи // Источник: Freepik

Оглавление

Нарушения речи у ребенка, связанные с проблемами нервной системы, требуют внимания и серьезного комплексного лечения. В этой статье расскажем о дизартрии — что это такое у детей и взрослых, о проявлениях и причинах дизартрии, а также о том, как избавиться от этого нарушения или уменьшить его проявления.

Что такое дизартрия

Дизартрия — это тяжелое нарушение речи, причиной которого является органическое повреждение нервной системы, врожденное или приобретенное. Речь из-за недостаточной иннервации невнятная, кроме того, заболевание может прогрессировать, в результате нарушается связь головного мозга и мышц, отвечающих за дикцию. Поэтому при таком состоянии необходимо обследование и комплексное лечение. Дизартрии в МКБ-10 присвоен код R47.1.

Причины

Чаще всего это речевое расстройство возникает из-за поражений центральной нервной системы во внутриутробный период или во время родов. Ее развитие могут спровоцировать:

  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия (при неблагоприятной экологической обстановке, тяжелых условиях труда и некоторых хронических заболеваниях женщины, вредных привычках будущих родителей);
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия;
  • недоношенность, ядерная желтуха новорожденного.

Более чем в двух третях случаев врожденная дизартрия связана с детским церебральным параличом и практически всегда сопутствует ему при тяжелых двигательных нарушениях.

К развитию приобретенной дизартрии могут привести:

  • гидроцефалия;
  • гнойный отит среднего уха;
  • тяжелые отравления;
  • травмы головы;
  • энцефалит, менингит, другие нейроинфекции.

Дизартрия у взрослых может возникать также вследствие инсультов, опухолей головного мозга и операций на нем, рассеянного склероза, болезни Паркинсона, церебрального атеросклероза, нейроинфекций и других заболеваний ЦНС, а также при олигофрении, миотонии и миастении.

Классификация

Виды дизартрии определяются исходя из локализации (формы поражения) и выраженности симптоматики (тяжести).

По форме поражения:

  • Бульбарная — поражаются ядра языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, реже лицевого или тройничного нервов.
  • Псевдобульбарная — наиболее частая у детей, затрагивает пирамидный (корково-ядерный) путь, при этой форме ребенок также испытывает сложности с пережевыванием пищи.
  • Подкорковая (экстрапирамидная) — подкорковые ядра головного мозга.
  • Мозжечковая — поражается мозжечок и проводящие пути.
  • Корковая — очаги поражения находятся в коре головного мозга.

По степени выраженности (тяжести):

  • I (стертая дизартрия) — дефекты произношения незначительны и выявляются только логопедом;
  • II (выраженная) — речь понятна окружающим, но дефекты явно заметны;
  • III — дефекты звукопроизношения сильные, поэтому понять, о чем говорит пациент, могут только близкие и то с трудом (посторонние только частично);
  • IV (анартрия) — речь отсутствует полностью либо представляет собой набор звуков, понять которые не могут даже близкие пациента.

Симптомы дизартрии

Первые признаки нарушений проявляются сразу — грудные дети чаще, чем в норме, срыгивают во время или после кормления, возможны поперхивания. Дыхание прерывистое и сбивчивое, как будто требуется отдышаться, — это заметно и при плаче. Лепетание, которое обычно появляется около 3 месяцев или полугода, у таких детей задерживается или отсутствует.

Другие симптомы:

  • губы и язык ограничены в движении, при этом либо спазмированные и напряженные, либо вялые и расслабленные;
  • шепелявость, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • сложности с откусыванием, жеванием, глотанием пищи;
  • неспособность или нарушения при попытке удерживать язык или губы в заданном положении или менять их позицию нужным образом, возможна девиация языка (это отклонение от центрального положения);
  • отсутствие или искажение ряда звуков, многие глухие и звонкие парные звуки произносятся практически одинаково;
  • речь сбивчивая, слишком быстрая, при этом часть слов или фраз может «теряться» — либо медленная и смазанная («каша во рту»);
  • голос глухой, без придающих речи эмоциональность интонаций.

Дизартрия у детей

Чаще всего эта патология проявляется именно в детском возрасте — и чем раньше будут выявлены причины и начато лечение, тем выше шансы на успешную коррекцию. Поскольку заболевание корригирует с ДЦП, необходимо учитывать это при диагностике, а также при лечении, которое проводится комплексно, с применением медикаментов, логопедических методик, разных видов массажа, пальчиковой гимнастики и физиотерапии, чтобы компенсировать повреждения ЦНС и по возможности нормализовать ее работу.

Отсутствие или недостаточность внимания к проблеме может привести к тому, что даже при сохранном интеллекте у ребенка возникнут сложности в обучении и социализации. Чтобы снизить риск развития дизартрии, будущим родителям следует отказаться от вредных привычек при планировании и в ходе беременности, женщине нужно чаще бывать на свежем воздухе. Если роды протекали тяжело, врач-неонатолог назначит дополнительные исследования и при необходимости даст рекомендации для улучшения работы ЦНС. Впоследствии состояние малыша контролирует педиатр, при наличии показаний — логопед и невролог.

Диагностика

Для выявления заболевания, его вида и тяжести, а также определения дальнейшего плана лечения и реабилитации используют диагностические процедуры:

  • Осмотр — если в анамнезе есть состояния, которые могут вызвать дизартрию, врач (чаще невролог, могут привлекаться логопед, психолог, реабилитолог) осматривает пациента, проверяет рефлексы, оценивает тонус и другие показатели.
  • МРТ и КТ головного мозга, Эхо-ЭГ — показывают очаги повреждений, атрофические процессы, новообразования и др.
  • ЭЭГ и электронейромиография (ЭНМГ) — используются для оценки нейронов, проводимости нервной ткани.
  • Логопедическое обследование — позволяет выявить и оценить речевые характеристики (произношение, разборчивость речи, ритм и темп) и неречевые (объем артикуляции и способность ею управлять, состояние речевой и мимической мускулатуры, дыхание). У взрослых также проводится диагностика письменной речи.

Лечение дизартрии

Лечебно-реабилитационная программа включает в себя медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию, массаж, физиотерапию, детям могут быть показаны занятия альтернативными формами коррекции (в т.ч. дельфинотерапией, арт-терапией). В занятия у логопеда включаются упражнения для развития речевого аппарата и голоса, дыхательная и пальчиковая гимнастики и другие методики. С точки зрения логопедов, отдельной проблемой являются взаимоотношения с родителями детей с диагнозом стертая дизартрия. Родители не всегда понимают сложность заболевания и не осуществляют должного логопедического и педагогического подкрепления знаний и умений своих детей.

Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротекторного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум).

Когитум – адаптогенный лекарственный препарат с общетонизирующим действием, способствует нормализации процессов нервной регуляции, обладает иммуностимулирующей активностью. Ацетиламиноянтарная кислота (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.

Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования).

Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью. В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.

Важно, что все методики должны применяться в дополнение, а не вместо назначенного врачом медикаментозного лечения — самолечение опасно и может привести к развитию осложнений.

Осложнения при дизартрии

  • Социальная изоляция, проблемы с общением, психологический дискомфорт.
  • Трудности с обучением и получением профессии.
  • Затруднения при глотании, риск пневмонии и других заболеваний из-за попадания пищи в дыхательные пути.
  • Прогрессирование неврологических нарушений.
  • Сложности с восприятием речи на слух, бедный словарный запас, формирование стойких дефектов речи, дисграфия.

Поэтому очень важно самому пациенту и его близким приложить максимум усилий, чтобы вылечить или компенсировать дизартрию.

Прогноз

Наиболее благоприятный прогноз отмечается у пациентов с дизартрией легкой и средней степени, при ранней диагностике и своевременно начатой коррекции, а также при отсутствии тяжелых неврологических, психических и соматических заболеваний. Кроме того, у пациента или у лиц, которые курируют его, должна быть высокая мотивация к лечению. В этих случаях возможно значительное улучшение речевой функции и даже полное восстановление речи.

Менее благоприятный прогноз отмечается у пациентов с тяжелой формой дизартрии, при позднем начале лечения, наличии сопутствующих заболеваний и низкой мотивации. В таких случаях возможность полного восстановления речевой функции маловероятна, и целью логопедического лечения становится максимальная компенсация нарушений речи.

Значительное улучшение речи и качества жизни происходит, если коррекционная работа проводится систематически, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей человека, а также в тесном взаимодействии с другими специалистами (невролог, реабилитолог) и семьей пациента.

Клинические рекомендации по дизартрии

Неврологические симптомы расстройства речи при дизартрии вызывают стойкие нарушения мелодико-интонационного и темпо-ритмического оформления связной речи. При данной форме речевого дизонтогенеза наблюдаются изменения тембра голоса, трудности произвольного воспроизведении дифференцированных интонационных элементов. Дети с дизартрией испытывают трудности в определении и постановке логических ударений в слове и фразе, паузы при высказывании. У них наблюдаются обеднение речевой интонации, ритмическая несостоятельность речи при общении, двигательная дискоординация речевого аппарата. Поэтому понятие дизартрии следует рассматривать в клиническом, логопедическом, психологическом и лингвистическом аспектах.

Родителям необходимо помнить, что их речь является образцом для подражания ребенком и именно поэтому речь взрослого в общении с ребенком должна быть правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разно-интонационной и живой.